Вторник, 07.05.2024, 15:36
Гипербореец
| RSS
Меню сайта
Категории каталога
СПИД [2]
Психотехники [1]
Бизнес на болезни [1]
Питание [1]
Религия [1]
Психотерапия [2]
Здоровье [1]
НЛП [0]
Главная » Файлы » Архив книг » Психотерапия

«Розовая психотерапия»: Руководство по работе с сексуальными меньшинствами / Под ред. Д. Дэйвиса, Ч. Нила.
[ Скачать с сервера (2.02 Mb) ] 10.07.2008, 18:22

 

Предисловие научного редактора

Данная книга является прекрасным пособием для психотерапевтов, сексологов, психологов, врачей и других специалистов, чья деятельность так или иначе может быть связана с оказанием помощи представителям сексуальных меньшинств. В ней содержится обширный обзор основных подходов к психотерапевтической и консультативной работе с лицами данной группы. Излагаются основные принципы аффирмативной гей-психотерапии, являющейся альтернативой патологизирующим психотерапевтическим моделям.
В сборнике отражен опыт практической работы большой группы психотерапевтов, являющихся пионерами в области использования этого нового направления психотерапии, что позволяет читателям получить достаточно разностороннее представление о наиболее характерных проблемах и специфике работы с различными группами клиентов нетрадиционной сексуальной ориентации.

Следует воздать должное составителям этого сборника — Доминику Дэйвису и Чарлзу Нилу — за их искренность, профессиональную смелость, а также за высокий уровень редактуры. Доминик Дэйвис имеет богатый опыт психотерапевтической работы с больными СПИДом. Он является ведущим лектором Nottingham Trent University (Великобритания) и сопредседателем британской секции Международной ассоциации психологов с нетрадиционной сексуальной ориентацией. У Чарлза Нила за плечами 25 лет психотерапевтической и преподавательской практики. Он основатель и председатель вышеназванной секции. Вместе с Домиником Дэйвисом и Чарлзом Нилом в подготовке сборника принимали участие еще десять специалистов, специализирующихся на консультативной и психотерапевтической работе с геями, лесбиянками и бисексуалами. Все они — британцы, хотя некоторым из них довелось поработать и в США. Так, например, католический священник Бернард Линч, тема диссертации которого находится на стыке психологии и теологии, в настоящее время работает как в США, так и в Великобритании, и является членом комитета по СПИДу при мэрии Нью-Йорка.
Наряду с немногими другими книгами, данный сборник знаменует собой определенный поворот в отношении общества и профессионалов к проблемам гомосексуальности. В предисловии к изданию Д. Дэйвис и Ч. Нил отмечают, что всего лишь несколько лет назад гомосексуализм перестал считаться в Великобритании психическим заболеванием (Международная классификация болезней 10-го пересмотра, 1992 г.). В США гомосексуализм был изъят из списка психических заболеваний два десятилетия назад. Тем не менее все еще существует большое число специалистов, которые и по сей день «лечат» пациентов от гомосексуализма. «Зная о том, что средств для "лечения" этого "заболевания" не существует, они полагают все же, что гомосексуализм — это признак ненормальности или патологии. В настоящее время существует большая группа специалистов, хотя и не считающих сексуальные отношения с лицами одного пола патологическим явлением, но испытывающих явный дефицит психологического и психотерапевтического образования, а также недостаточность информации, способной помочь противостоять предрассудкам, связанным с влиянием традиционной культуры» (с. 20).
Хотя в последнее время вопросы мультикультурного консультирования и психотерапии обсуждаются чаще, чем прежде, проблемы психотерапевтической работы с лицами нетрадиционной сексуальной ориентации все еще недостаточно освещены в литературе. В программах подготовки психологов, психотерапевтов и социальных работников они совершенно не затрагиваются, несмотря на то, что непрерывно растет число представителей сексуальных меньшинств, обращающихся за консультативной и психотерапевтической помощью. Некоторые авторы сборника отмечают, что процент этих лиц среди общего числа клиентов сравнительно высок. Они связывают это с их стигматизацией и более низким уровнем психологического и социального благополучия по сравнению с лицами обычной сексуальной ориентации. Весьма показательна позиция официозной отечественной психотерапии и сексологии, демонстрирующих либо полную слепоту к интересам маргинализированных социальных групп, в том числе к психологическим проблемам лиц гомо- и бисексуальной ориентации, либо сознательно их обходят, что объясняется гомофобией или же стремлением соблюсти «политическую корректность». Так, например, в «Психотерапевтической энциклопедии» под ред. Б. Д. Карвасарского нам не удалось обнаружить ни одного упоминания о психотерапевтической работе с представителями сексуальных меньшинств. В разделе, посвященном этике психотерапевтической работы, совершенно ничего не говорится о том, что защита и уважение интересов клиента предполагает уважение его сексуальной ориентации, которая является столь же значимой характеристикой, как пол, возраст, раса, этническая и классовая принадлежность клиента, его вероисповедание и другие личностные особенности. Совершенно не упоминались эти вопросы и в ходе недавно прошедшей в Санкт-Петербурге конференции «Психическое здоровье». Нельзя, скажем, не обратить внимания на позицию проф. С. С. Либиха, который в своем выступлении на тему «Психотерапия и сексология. Проблемы и перспективы» ни одним словом не обмолвился о том, что гомо- и бисексуальность могут занимать в современной психотерапии какое-либо место. Вместе с кафедрой сексологии СПбМАРЛ он взял на себя смелость «футурологического конструирования сексологических проблем XXI века». Нельзя не умилиться заявлению этого «патриарха» отечественной сексологии, в котором он утверждает, что «сексуальная революция, уже закончившаяся во многих зарубежных странах, завершится в России в первое десятилетие XXI века. На смену ей придет возрастание разумных консервативных тенденций». Таким образом, «полной и окончательной победы» гетеросексизма осталось ждать совсем недолго.
В корректности таких выводов есть все основания усомниться. За последние 10 лет произошли значительные изменения в сексуальной идентификации населения развитых стран. Это, в частности, проявляется в открытом признании геями и лесбиянками своей гомосексуальной принадлежности, а также в том, что все большее число мужчин и женщин признают себя бисексуалами, в одних случаях отделяя, а в других — не отделяя себя от геев и лесбиянок. Однако это сопровождается значительным сопротивлением общества, поскольку бисексуальность воспринимается как угроза традиционной бисексуальной идентичности и в то же время как угроза для идентичности геев и лесбиянок. В целом, по данным многочисленных исследований количество лиц лишь с выраженной гомосексуальной ориентацией (не считая бисексуалов) колеблется в диапазоне 7-10 %, хотя опыт транзиторных отношений имеет гораздо больший процент населения. Поэтому необходимость в разработке и использовании корректных подходов к решению психологических вопросов гомосексуальности вполне очевидна.
Авторы данной книги не ставят перед собой задачу изменить мировоззрение тех, кто считает гомосексуальность аномалией. Они пишут, что, скорее всего, такие специалисты «не будут читать эту книгу. Но если они все же решат ее прочесть, мы просим оценить, насколько она соответствует их работе с клиентами, в отношении которых не соблюдается такой основополагающий этический принцип, как уважение» (с. 21).
Задачи сборника составители определяют следующим образом:
  • предоставление психологам и психотерапевтам информации об особенностях поведения представителей сексуальных меньшинств и его социальном контексте, а также определенные сведения исторического плана, касающиеся развития психологических представлений о гомосексуальности;
  • обоснование различия между аффирмативным и неаффирмативным подходами к консультативной и психотерапевтической работе с представителями сексуальных меньшинств;
  • знакомство читателей с наиболее важными клиническими вопросами психотерапевтической работы с геями, лесбиянками и бисексуалами;
  • помощь читателям в наиболее точном определении своих собственных чувств и установок, связанных с гомосексуальностью, а также предоставление им определенные рекомендаций, способствующих развитию их взглядов на это явление.

 
Необходимость внятного и корректного вступления к такого рода сборнику, а также квалифицированной редакторской работы вполне очевидна, а потому составители предваряют главы, посвященные частным вопросам психотерапевтической работы с представителями сексуальных меньшинств, общей характеристикой гомосексуальности в современном политическом и культурном контексте (Часть I). Первая часть книги, по Мнению Дэйвиса и Нила, имеет особое значение, поскольку в ней обсуждаются проблемы сексуальной ориентации и эволюция психологических представлений о гомо- и бисексуальности. Здесь же излагаются основы аффирмативной модели психотерапевтической практики и образования.
Вторая часть книги посвящена частным вопросам консультативной и психотерапевтической работы с представителями сексуальных меньшинств. В ней рассматриваются особенности проведения такой работы с одинокими людьми и парами (гомосексуальными «семьями»), с подростками и пожилыми людьми гомо- и бисексуальной ориентации, а также работы, связанной с решением психологических вопросов деторождения, усыновления и воспитания, преодолением алкогольной и наркотической зависимости, насилием, религиозным и духовным опытом лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. Почти во всех главах второй части книги приводятся клинические примеры, позволяющие лучше уяснить особенности консультативной и психотерапевтической работы в самых разнообразных ситуациях.
Книга содержит несколько приложений, содержащих информацию о различных институтах социальной и психолого- психотерапевтической поддержки лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией, а также о специализированных изданиях; приводится обширный список основной и дополнительной литературы, посвященной различным аспектам консультативной и психотерапевтической работы с представителями сексуальных меньшинств.
Первая глава книги, написанная Д. Дэйвисом и Ч. Нилом, представляет собой исторический обзор гомосексуальности и психотерапевтических подходов к работе с лицами нетрадиционной сексуальной ориентации. В начале главы авторы указывают на необходимость дифференциации гомосексуального поведения (сексуальных отношений с лицом того же пола) и гомосексуальной идентичности (восприятия себя в качестве гея или лесбиянки). Термин же «гомосексуальность», по мнению Д. Дейвиса и Ч. Нила, объединяет и те случаи, когда человек признает свою принадлежность к сексуальным меньшинствам, и те, когда он, вступая в сексуальные отношения с лицами того же пола, этого не признает. Такое разделение продиктовано практическими соображениями, поскольку большинство людей при определении своей сексуальной ориентации далеко не всегда учитывает свое реальное поведение.
Авторы обсуждают результаты исследований мужской гомосексуальности, проводимых биологами, психологами, антропологами и социологами. Они делят все современные теории гомосексуальности на две основные группы: те, что связывают причины гомосексуальности с биологическими, и те, что объясняют ее средовыми факторами. К биологическим причинам при этом относятся гормональные нарушения, особенности физиологии организма, перинатальные влияния и другие. В качестве же социальных или средовых причин гомосексуальности выступают особенности поведения родителей, отрицательный опыт сексуальных отношений с лицами противоположного пола, совращение опытными гомосексуалистами и другие.
Многие подобные исследования, по мнению Д. Дэйвиса и Ч. Нила, исходят из патологизирующего взгляда на гомосексуальность, поскольку придерживаются точки зрения, что установив причину ее возникновения, можно будет успешно ее «лечить». Подобная медицинская модель гомосексуальности, хотя и уходящая ныне в прошлое, продолжает оставаться для многих специалистов руководством к действию.
На протяжение XX века неоднократно делались попытки использовать те или иные формы «лечения» гомосексуальности, включая электросудорожную терапию, хирургические операции на мозге, кастрацию, введение гормонов, различные психотерапевтические методы, в частности психоанализ и другие. Однако ни один из перечисленных способов не оказался сколько-нибудь эффективным и не привел к устойчивому изменению сексуальной ориентации. Д. Дэйвис и Ч. Нил приходят к выводу о том, что ни одна из теорий гомосексуальности, связанных с признанием какого-либо одного причинного фактора, не может объяснить механизмов ее формирования. Они полагают, что исследования гомосексуальности не дали убедительных результатов, поскольку в их основе лежали серьезные методологические просчеты. Составители сборника, в частности, обращают внимание на необходимость строгой конфиденциальности и установления устойчивого рапорта между лицом нетрадиционной сексуальной ориентации и специалистом для того, чтобы подобные исследования проходили более успешно.
Во многом их результаты также могут определяться теми мотивами, которыми руководствуются ученые. К примеру, многие из них, стремясь оценить степень психологических страданий лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, связывали их всецело именно с ними, упуская при этом из виду то, что причиной страданий зачастую является распространенная в обществе гомофобия.
Обращаясь к истории использования психотерапии для помощи лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, Д. Дэйвис и Ч. Нил ссылаются на 3. Фрейда, который полагал, что основной задачей психотерапевтической работы с представителями сексуальных меньшинств должно быть укрепление их самосознания. Тем не менее в течение длительного- времени в практике оказания таким лицам психолого-психотерапевтической помощи доминировали патологизирующие взгляды на гомосексуальность, чему в немалой степени способствовало то, что в «Международной классификации болезней» вплоть до 1992 г. (а в американском «Диагностическом и статистическом руководстве» — до начала 1970-х гг.) гомосексуализм квалифицировался как одна из форм психического расстройства.
Несмотря на определенный позитивный вклад психоанализа в развитие подходов к психотерапевтической работе с геями, лесбиянками и бисексуалами, он оказался все же слишком противоречивым для того, чтобы кардинально изменить ситуацию, связанную с дискриминирующими установками медицинской модели гомосексуальности. Составители сборника также обращают внимание на то, что среди авторитетных психотерапевтов, в частности американских, много разделяющих идеологию гомофобии. Это дало Г. Хокенхем повод утверждать, что психоанализ является «такой системой взглядов, которая обладает удивительным свойством обострять в человеке чувство собственной виновности» (Hocquenghem G., 1978).
Хотя разделение 3. Фрейдом пола и сексуальности оказалось продуктивным для решения тендерных проблем и послужило одной из предпосылок создания аффирмативной модели психотерапевтической работы с представителями сексуальных меньшинств, для качественного изменения ситуации в области оказания психотерапевтической помощи этим лицам, по мнению составителей сборника, необходим новый подход, позволяющий преодолеть все еще доминирующую среди специалистов викторианскую систему социальных норм, связанных с сексуальным поведением. Все это, видимо, является одной из причин того, что многие геи, лесбиянки и бисексуалы по-прежнему с недоверием относятся к психоанализу и большинству иных форм психотерапии. Кроме того, в современной системе подготовки специалистов по психоанализу лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией, как и раньше, нередко отказывается в праве вести преподавание и супервизии, поскольку они якобы отягощены «нерешенными и не подлежащими анализу невротическими комплексами».
В следующей главе Д. Дэйвис исследует аффирмативную модель психотерапевтической работы с лицами нетрадиционной сексуальной ориентации. Он подчеркивает, что эта модель не может быть всецело обоснована лишь с позиций гуманистического подхода (в частности, роджеровской школы психотерапии), психодинамических или когнитивно-бихевиоральных представлений и что она связана с особой системой взглядов и форм практической работы. Выбор правильного наименования подобной модели психотерапии оказался непростой задачей, поскольку название должно отражать признание равноправного положения гомосексуальности и гетеросексуальности. В настоящее время наиболее широко используется термин «аффирмативная гей-психология». За основополагающий принцип она принимает признание сексуальной идентичности геев, лесбиянок и бисексуалов, а также то, что их сексуальный и человеческий опыт является ничуть не менее ценным и нормальным, чем опыт лиц гетеросексуальной ориентации.
Говоря об основных принципах аффирмативной гей-психотерапии, Д. Дейвис упоминает следующие:
  • уважение сексуальной ориентации клиента;
  • признание его личностной ценности;
  • уважение жизненного стиля и культурных предпочтений клиента.
Что касается условий проведения аффирмативной гей-психотерапии, то Д. Дэйвис указывает на необходимость в равноправных отношениях клиента и психотерапевта. Психотерапевт должен помнить, что «клиент сам знает, что для него лучше. А если даже ему это неизвестно, то психотерапевт не знает этого подавно» (с. 55).
Он подчеркивает, что психотерапевт, прежде чем позволит себе работать с представителями сексуальных меньшинств, обязан подвергнуть анализу систему своих взглядов и верований. Он полагает, что определенные представления, которым следует психотерапевт, могут препятствовать проведению им аффирмативной гей-психотерапии. Среди них Дэйвис называет такие как:
  • представление о том, что гомосексуальность противоречит воле Бога и что она болезненна или противоестественна;
  • убеждение в том, что гомосексуальность менее «полноценна», чем гетеросексуальность;
  • убеждение в том, что моногамия — единственно здоровая форма сексуальных отношений;
  • представление о том, что лица нетрадиционной сексуальной ориентации склонны к развратным действиям в отношении малолетних или неопытных людей и т. д.
Он обращает особое внимание на необходимость специальной подготовки специалистов, предполагающих использовать аффирмативную гей-психотерапию. Значительно место, по его мнению, должно отводиться преодолению гомофобии и гетеро- сексизма специалистов и получению ими разнообразной информации, позволяющей сформировать более адекватное представление об особенностях стиля жизни и культуре лиц нетрадиционной сексуальной ориентации.
Д. Дэйвис дает 12 основополагающих рекомендаций, касающихся техники аффирмативной гей-психотерапии. При этом он подчеркивает, что сексуальная ориентация психотерапевта не имеет принципиального значения для успешного использования им этой психотерапевтической модели. Наиболее важной является его способность к полноценному эмпатическому контакту с пациентом и его принятию.
В третьей главе Д. Дэйвис обращается к проблеме гомофобии и гетеросексизма, которые являются одной из наиболее серьезных и часто встречающихся проблем в психотерапевтической работе с представителями сексуальных меньшинств. Он дает ряд определений гомофобии и гетеросексизма. Гомофобию, в частности, можно определить как «страх тесного общения с гомосексуалистами, а если речь идет о гомосексуалисте, то гомофобия — это его отвращение к самому себе». На сегодняшний день, однако, гомофобия обозначает более широкий спектр различных чувств, в частности гнев, дискомфорт, тревогу и др., которые могут испытывать как гетеро-, так и гомосек- суалы в отношении проявлений гомосексуальности.
Гетеросексизм, в свою очередь, это такая система взглядов, «при которой гетеросексуальность рассматривается как единственно приемлемая, более полноценная или более естественная (чем гомосексуализм или бисексуализм) форма сексуальности» (Blumenfeld W. and Raymond D., 1988).
Д. Дэйвис специально рассматривает так называемую институционализированную гомофобию. При этом он перечисляет целый ряд способов, посредством которых общество фактически дискриминирует представителей сексуальных меньшинств, в частности, путем замалчивания проблем, связанных с гомосексуальностью, игнорированием культуры гей-сообщества, созданием специальных зон или гетто в городах, где могут общаться и жить лица нетрадиционной сексуальной ориентации, созданием в средствах массовой информации и в массовом искусстве негативного образа представителя сексуальных меньшинств (как неспособного контролировать свои сексуальные импульсы, «совратителя малолетних», криминально настроенного лица и т. д.).
Д. Дэйвис рассматривает проявления институционализированной гомофобии в системе образования, досуга и на рабочем месте. Он полагает, что во всех сферах общественной жизни до настоящего времени все еще широко распространена дискриминация по отношению к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации. Кроме того, он выделяет в главе специальный раздел, где обсуждаются проявления институционализированной гомофобии среди специалистов в области психического здоровья, в частности в системе подготовки психотерапевтов, и гомо- фобические установки, лежащие в основе целого ряда весьма авторитетных психологических теорий, подходов к супервизорству и т. д.
Особо отмечается феномен интернализированной гомофобии, связанной с чувствами стыда, вины и страха, свойственными многим представителям сексуальных меньшинств и вызванными заниженной самооценкой. Интернализированная гомофобия часто является главным предметом психотерапевтической работы с этими лицами.
Затем Д. Дэйвис описывает некоторые специфические защитные реакции, позволяющие представителям сексуальных меньшинств преодолеть гомофобию и гетеросексуализм. Среди них он называет ассимиляцию (имитацию этими лицами поведения гетеросексуального большинства); конфронтацию (связанную с публичной демонстрацией своей принадлежности к сексуальным меньшинствам и открытым проявлением чувства гнева); геттоизацию (существование в пределах специфической субкультуры) и специализацию (признание своей исключительности с положительным или отрицательным содержанием этого определения). Д. Дэйвис также достаточно подробно описывает шесть основных копинговых стратегий, используемых клиентками-лесбиянками, которые позволяют им адаптироваться к своей сексуальной ориентации и преодолевать связанные с ней негативные проявления. При этом он приводит ряд клинических примеров интернализированной гомофобии среди своих клиентов.
Четвертая глава посвящена обсуждению особенностей психотерапевтической работы с теми представителями сексуальных меньшинств, которые в целях преодоления интернализированной гомофобии используют стратегию конфронтации (coming out). Этот процесс, как правило, сопряжен со сложными трансформационными процессами, протекающими как на внутрипсихическом уровне, так и на уровне взаимоотношений клиента с окружающими. Автор описывает три наиболее распространенных психологических модели этого процесса, предложенные В. Касс, И. Колеман, Н. Вудман и X. Ленна (V. Cass, Е. Coleman, N. Woodman and H. Lenna), указывая, что на данный процесс оказывают заметное влияние различные факторы, такие как пол, раса, национальность, место жительства, доминирующие в обществе ценности, личностные особенности человека, условия его воспитания и другие. Так же как и в предыдущей главе, Д. Дэйвис иллюстрирует наиболее важные концептуальные моменты разнообразными клиническими примерами.
Вторая часть книги, как уже было сказано, посвящена обсуждению частных аспектов консультативной и психотерапевтической работы с представителями сексуальных меньшинств.
Л. Мун, говоря о психотерапевтической помощи одиноким клиентам, фокусирует свое внимание на проблемах, наиболее характерных для представителей сексуальных меньшинств, проживающих в крупных городах и в провинции. Г. Саймон в главе, посвященной психотерапевтической работе с однополыми парами, подчеркивает необходимость открытой позиции специалиста и его готовности принятия тех моделей взаимоотношений между партнерами, с которыми он может сталкиваться в своей работе. Его попытки ориентироваться при этом на эталоны гетеросексуальных отношений, как правило, непродуктивны.
Г. Харгаден и С. Ллевелин обращаются к разнообразным проблемам, связанным с решением психологических вопросов рождения и воспитания детей как одинокими представителями сексуальных меньшинств, так и их парами. Круг обсуждаемых авторами вопросов достаточно широк и включает различные моменты психотерапевтической работы, связанной, например, с воспитанием гомосексуальными парами приемных детей и детей от гетеросексуальных браков, с проблемой искусственного осеменения и другими.
Д. Дэйвис уделяет внимание работе с подростками гомосексуальной и бисексуальной ориентации. Он касается вопросов психосексуального развития подростков и факторов, касающихся возможной дискриминации, а также проблем включения в маргинальные социальные группы с высокой вероятностью криминализации, насилия, ВИЧ-инфицирования, формирования пристрастия к наркотикам и т. д. Он также обращает внимание на ту важную роль, которую играют в психологической и социальной поддержке молодых людей нетрадиционной сексуальной ориентации взрослые представители гей-сообщества. Немаловажное значение имеет и психотерапевтическая работа с родителями. В целом Д. Дэйвис убежден, что психотерапевты и психологи могут сделать очень много в создании безопасной среды для подростков и молодых людей нетрадиционной сексуальной ориентации, где будет формироваться их психосексуальная идентичность и где риск их стигматизации будет сведен к минимуму.
Большой интерес представляют девятая и десятая главы, посвященные психотерапевтической работе с геями и лесбиянками пожилого возраста. Б. Ратиган, в частности, обращает внимание на систему ценностей, в которой воспитаны представители старшего поколения геев, выросшие в культурной атмосфере, пронизанной духом гетеросексизма, в силу чего им особенно свойственны интернализированная гомофобия, проблемы одиночества и отчуждения. Для них также характерны специфические способы психологической защиты, преодолеть которые в процессе психотерапии бывает очень сложно.
Как отмечают в одиннадцатой главе Г. Ковзун и М. Мелли, лица с нетрадиционной сексуальной ориентацией несколько чаще, чем представители общей популяции, страдают патологической зависимостью (в первую очередь наркоманией и алкоголизмом), что связано с дополнительными факторами риска. Авторы обращают внимание на то, что лица этой группы в своих попытках преодолеть патологическую зависимость значительно реже обращаются за помощью специалистов, предпочитая опираться на свои собственные ресурсы. В данном разделе подробно обсуждаются клинические вопросы, касающиеся лечения зависимостей, в особенности тех подходов, которые используются для помощи представителям сексуальных меньшинств при наличии у них патологических пристрастий.
У. Уолш затрагивает проблемы насилия среди лиц нетрадиционной сексуальной ориентации и рассматривает методы, используемые для преодоления его негативных последствий. Хотя проявления насилия повсеместны, автор обращает внимание на некоторые особенности этой группы клиентов, в частности на то, что во взаимоотношениях партнеров по гомосексуальным отношениям дисбаланс властных функций, столь свойственный гетеросексуальным отношениям, проявляется не столь ярко. Уолш полагает, что следует учитывать иные, нежели у гетеросексуалов, ожидания партнеров относительно их ролевого поведения, а также влияние на их отношения институционализированной гомофобии и более высокий процент садомазохистских проявлений.
Б. Линч обращается к вопросам психотерапевтической и пасторской работы с духовными и религиозными проблемами, свойственными представителям сексуальных меньшинств. Он отмечает негативное воздействие большинства конвенциональных религий на процесс их психологического становления и духовную жизнь, поскольку данные религиозные системы относятся к гомосексуальности крайне враждебно, что является одним из факторов стигматизации представителей сексуальных меньшинств. Поэтому большинство их избегает конвенциональной религиозности. Нередки случаи негативного отношения геев, лесбиянок и бисексуалов к духовному опыту. При проведении психотерапевтической и пастырской работы с этими лицами все перечисленное заставляет обратить особое внимание на активизацию онтологического дискурса и обогащение их неконвенционального духовного опыта.
Сборник является первой книгой, изданной на русском языке, где обсуждаются разнообразные проблемы психотерапевтической работы с представителями сексуальных меньшинств. Он отражает многообразие точек зрения по данной тематике и несомненно даст толчок дальнейшим дискуссиям и обмену опытом. Кроме того, книга поможет многим специалистам глубоко задуматься над тем, какие методы и теоретические представления они используют в работе с лицами этой группы и, возможно, пересмотреть некоторые из них. Может быть, она заставит их по-новому подойти к оценке своих отношений с клиентами, а также с обществом, его институтами и господствующими в нем моделями дискурса. Сборник отражает некоторые важные тенденции развития современной психотерапии, к которым, по меньшей мере, можно отнести такие, как:
  1. Отход от масштабных, «зонтичных» конструкций психологии и психотерапии с их стремлением объяснять человеческое поведение и опыт в рамках единой системы взглядов; формирование культурного и методологического плюрализма, позволяющего рассматривать проблемы современного человека и использовать различные виды психотерапевтических интервенций, учитывая его пол, возраст, расу, этническую и классовую принадлежность, сексуальную ориентацию и т. д.
  2. Пересмотр традиционных конструктов здоровья и болезни, характерных для ортодоксальной психиатрии и психотерапии, и признание того, что эти конструкты находятся в значительной зависимости от социальных институтов, дискурсивных моделей культуры и системы ценностей представителей профессиональных сообществ
  3. Критическое изучение социальных структур и репрезентаций, тесно связанное с расширением границ психотерапии, глубоко вторгающейся ныне на «территорию», занимаемую социологами и теоретиками культуры, в попытке реализовать различные модели социологического и культурного анализа языковых и визуальных форм дискурса субъективного.
В книге подчеркивается, что у представителей сексуальных меньшинств есть все основания претендовать на получение таких видов психотерапевтических услуг, которые учитывают различия в сексуальной ориентации клиентов, а также свободны от редуктивных трактовок субъективного опыта, догматических интерпретаций внутреннего мира и поведения лиц этой группы. Ее содержание ясно показывает, что любой психотерапевтический метод может служить сохранению того порядка вещей, в котором человек испытывает страдание и переживает психическое и социальное неблагополучие, равно как способствовать его изменению и, соответственно, достижению более глубоких, устойчивых изменений в состоянии и мироощущении человека. Переживание индивидуумом чувств скорби, вины, страдания, страха, гнева и пр., а также ощущение им своей беспомощности и неполноценности не является сугубо личным. Все эти чувства так или иначе связаны с местом человека в культуре и мире социальных отношений. Исходя из этого, критически ориентированная психотерапия, к которой с полным основанием можно отнести аффирмативную модель, не может не являться политической практикой и одной из форм культурного активизма.

 
А. И. Копытин, канд. мед. наук, председатель Арт-терапевтической ассоциации
Категория: Психотерапия | Добавил: giperboreec
Просмотров: 3133 | Загрузок: 534 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Статистика
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz